|
ГЕПАРД: БЕГ НА ВЫЖИВАНИЕ
© Елена Владиславовна Челышева, кандидат билогических наук
Среди необыкновенного разнообразия представителей животного мира, дикая кошка заняла в сознании человека особое место. Одни древние народы видели в их врожденной красоте, грации и силе божественное начало, другие воспринимали их как своих заклятых врагов и нещадно истребляли. Но во все времена были и те, кто стремился познать неведомый мир этих загадочных творений природы. Рассказы путешественников и очевидцев встреч с неизвестными или мало знакомыми пятнистыми хищниками скрупулезно собирались и обобщались. И хотя с точки зрения современной зоологии древние авторы не избежали ошибок, их взгляды отражали свойственное их времени мировоззрение и необычайно важны для понимания роли, которую дикие кошки играли в истории человека. Взгляды древних о происхождении видов можно проиллюстрировать следующими отрывками. «Леопард рождается от совокупления львицы и барса» - сообщает византийский писатель V века Тимофей из Газы, позаимствовавший свои описания животных из произведений более ранних авторов. А персидские «Чудеса мира» утверждают, что «если леопард случится с львицей, у них родится гепард». При этом морда гепарда будет «похожа и на львиную, и на морду леопарда».
На фото слева: Елена Челышева и гепард Муза, (Московский зоопарк, фото А.Авалов)
Подобные заблуждения, столь очевидные сегодня, коснулись не только мнения о происхождении диких кошачьих, но даже описания их внешнего вида. Упоминая крупных кошек, авторы часто путались в названиях, и порой одно и то же животное именовали барсом, рысью, леопардом, пардом (или пардусом), гепардом или просто пантерой. В древних литературных источниках ГЕПАРДУ посвящено немало строк, но не всегда его портрет будет легко узнаваем. Например, в «Истории животных» Аристотеля о пантере (барсе) написано: «Рассказывают также, что пард, зная что запах его приятен зверям, охотится, скрывая себя: он подходит близко и схватывает таким образом даже оленей». По представлению Леонардо да Винчи «африканская пантера подобна львице, только лапы у нее длиннее и туловище более гибко. Шерсть у нее белая, усеянная черными, похожими на розетки пятнами». Первая часть несомненно больше подходит гепарду, у которого действительно лапы длиннее, чем у других крупных кошек, а вот последняя — леопарду, ведь именно у него пятна образуют розетки.
Но хотя старинные записи редко сопровождались рисунками, а первые изображения поначалу не отличались особенной точностью, есть в этих свидетельствах некоторые детали, дающие основание предположить, что за разными названиями часто скрывается именно гепард.
Так, Оппиан утверждал, что «существует два вида рысей: крупные охотятся на оленей, мелкие — на зайцев; у крупных шкура подобна шафрану, а у мелких — рыжевато-коричневая». Однако даже издатели его текстов предполагали, что под крупной рысью подразумевался гепард.
А вот еще несколько примеров:
Исидор Севильский говорил, что «барс (pardus), следующий после пантеры вид хищников — быстроногий и кровожадный. Прыжком он калечит до смерти». Данте называл барса так: «легкий и быстрый, покрытый пятнистой шкурой». Заметим деталь, присущую гепарду – легкость и быстрый бег.
Флавий Филострат рассказывал, что «в Памфилии была поймана самка барса с золотым обручем на шее» с армянскими письменами на нем. «Некоторое время зверь повиновался людям, — замечает автор, — позволяя гладить и ласкать себя, но весною, когда даже барсы распаляются любострастием, самка пришла в исступление и, томясь по самцу, умчалась в горы как была — с ошейником, а поймали ее, завлеченную благоуханием, у отрогов Тавра». И здесь, скорее всего, говорится о гепарде, ведь именно он легче других кошачьих поддается приручению, и именно его чаще других держали во дворцах знатные вельможи по всему миру.
Но наиболее глубокие зоологические познания древних авторов нашли свое отражение в тех произведениях, где главными действующими лицами были животные, как, например, в византийской басне «О четвероногих». Вот что Пантера говорит о себе: «Я же в соответствии с именем наделена и мужеством, ибо я — могучая Пантера, безусловно храбрая, и я побеждаю четвероногих. В два или порой три прыжка я настигаю любое животное, схватываю, сжимаю его когтями, и оно не может бежать. Я ем его и радуюсь, пока у меня есть аппетит. Другую, оставшуюся часть я бросаю и ухожу прочь; и когда другое животное находит ее, то поедает. Шкурой моей пользуются султаны, благородные богачи, великие эмиры. Она идет на кресла, спинки кресел, на подушки и на подстилки для ложа». Здесь, пожалуй, впервые отмечается присущая только гепарду особенность — насыщаться сразу по окончании охоты. Гепард не прячет добычу про запас, в отличие, например от леопарда, и в природе не известны случаи, чтобы он к ней возвращался. Да и вряд ли у гепарда есть хоть малейший шанс сделать это — остатки его короткой трапезы неизменно привлекают массу желающих поживиться чужой добычей. Кроме того, именно гепарда держали во дворцах египетские фараоны, индийские императоры, европейские титулованные особы, азиатские ханы и русские принцы. А искусно выделанные шкуры, украшавшие интерьеры, являлись признаком благосостояния.
Вообще, средневековые авторы признавались, что внешне пантера и рысь (а также гепард и леопард) трудно различимы, а гепарда как такового вообще упоминали нечасто. Хотя в персидских «Чудесах мира» есть такой отрывок: «Гепарды хорошо бегают. Больше всего они водятся там, где есть газели…Гепард — свирепый хищник; любит красивое пение и запах старого сыра».
Поскольку, как правило, древние авторы ссылались на свидетельства третьих лиц, им простительна путаница в названиях. Однако, как мы увидим далее, ее не избежали и те, кто испокон веков делит с дикими животными землю. Подобные ошибки, к сожалению, часто приводят к трагедии не единичных особей, а целого вида. Яркое тому подтверждение — судьба африканского гепарда, которого местное население истребляет с завидным постоянством. Одних привлекает его великолепная шкура, другие видят в нем опасного хищника, покушающегося на домашний скот. И часто виной тому парадоксальный на первый взгляд факт — в восприятии многих людей образ гепарда тесно сплетен с леопардом — самой удачливой и сильной из африканских кошек.
Из глубины веков до наших дней дошли старинные обряды и поверья, связанные с пятнистыми кошками, являющимися для многих африканских племен символом силы, величия и власти. Их изображения, стилизованные или детальные, мы можем увидеть в массе разнообразных предметов обихода, украшениях и ритуальных принадлежностях. В Мали, Либерии, Южной Африке, Заире, Нигерии и Кении — это маски. В Нигерии, Бенине и Камеруне — статуэтки. Кения известна «кошачьими» подставками, а Нигерия шкатулками. Стулья и табуреты издавна мастерили в Камеруне, на Берегу Слоновой Кости и Кении. Наконечники, а также различные головные уборы и одежда создавались в Гане, ожерелья из когтей и зубов – в Южной Африке, а кулоны – в Буркина Фасо. Великое множество этих предметов несут сакральный смысл и всегда высоко ценились. Например, в Заире пятнистая маска всегда ассоциировалась с принадлежностью к тайному обществу. А накидки из шкур леопардов являлись непременным признаком царской власти вождей Заира и Нигерии. В Уганде наравне с леопардом применялись и шкуры гепардов.
Деревянная шкатулка в виде головы гепарда (Нигерия).- Dent, A. «Animals in Art», Oxford, 1976
В Камеруне отделка домов, порогов, деревянных или украшенных бисером тронов, курительных трубок и других предметов, изготовляемых для царственных особ, так или иначе, несут изображение пятнистого хищника, и, в частности, леопарда.
Маска, Мали, Dent, A. «Animals in Art», Oxford, 1976.
По всей Африке многие народы считают главными цветами стилизованные цвета шкуры пятнистых кошек: красный, белый и черный, которые представляют в виде равнобедренного треугольника. Находящийся на его вершине белый цвет олицетворяет благоденствие, просвещенность и состояние просветления, которого можно достигнуть посредством слиянием с предками и божеством. Лежащий в основании красный означает магическое насильственное превращение, несущее в себе как созидающее, так и разрушающее начала. Черный цвет, также лежащий в основании, ассоциируется со скрытой силой колдовских знаний, которые могут использоваться во имя добра или зла. Для некоторых африканских племен сочетание цветов — черные пятна на рыжеватом или белом фоне означали противоположность дня и ночи. Так, в Заире традиционное использование шкур леопарда означает абсолютную королевскую власть над дневным светом. Некоторые юго-восточные племена Заира рассматривали окраску шкуры леопарда как россыпь созвездий на ночном небе. Другие применяли шкуры наравне с бисером, насечками или фигурками, вырезанными на деревянных табличках, для осуществления пересчетов, а также для обозначения социальных взаимоотношений в суде.
Статуэтка пятнистой кошки (Кения), Фото Елены Челышевой
Леопард является одним из наиболее часто изображаемых животных, и его образ ассоциируется у людей с силой и властью. Обычно он служит отличительным знаком вождя племени. В некоторых странах короли правят под знаком леопарда. Любопытно, что если африканские короли или иные могущественные лица выбирают леопарда в качестве эмблемы своего правления (как это сделал, например, президент Заира Mobutu Sese Seko), то это делают и их противники.
В Нигерии с леопардом связано интересное поверье. По убеждению местных жителей он прекрасен и одновременно ужасен. Поэтому во всех домах обязательно имеются его изображения. Если вдруг леопард покидает лес и решает поживиться в близлежащей деревне, ее жители немедленно обращаются к предсказателю, чтобы выведать, в чем причина необычного поведения зверя и чем эта «аномалия» чревата. Обычно прорицатель призывает соплеменников принести духам жертву во избежание трагедии. Если после совершения обряда жертвоприношения беда все же пришла в чей-то дом, оракул объясняет это недостаточностью или несоответствием подношения. Тогда в честь знамения создается скульптура леопарда как памятник животному, ниспосланному на землю богами в качестве предвестника несчастья.
У многих африканских народностей леопард ассоциируется с личностями и организациями, во власти которых отнять человеческую жизнь. Причем не только сам могучий зверь, но и его шкура вызывает священный трепет у живущих бок о бок с ним людей. А поскольку расцветка и размеры шкуры гепарда вполне соотносятся с таковыми у леопарда, в сознании человека и сам зверь может вызвать схожие ассоциации — недаром некоторые народы в равной мере используют в своих церемониях шкуры обоих животных. Впрочем, на этом сходство этих больших кошек и заканчивается. В отличие от леопарда, практически не имеющего естественных врагов, гепард чрезвычайно уязвим. И хотя оба принадлежат к одному семейству и делят одну территорию, на самом деле они отличаются друг от друга как день и ночь.
Леопард активен круглосуточно, гепард — преимущественно днем. Исключение составляют полнолунные, безоблачные ночи, когда одинаково активны и хищники, и их жертвы. Леопард «скрадывает» жертву, охотясь с небольшого расстояния, гепард же единственный из ныне живущих хищников, успех охоты которого напрямую зависит от его скорости и наличия необходимого для бега пространства. Леопард вцепляется в преследуемое животное цепкими лапами, а потом пускает в ход зубы, убивая укусом. Главное оружие гепарда — невероятно острый пятый коготь, расположенный как у всех кошачьих на передней лапе. Им, как крючком, гепард подцепляет жертву, заваливает, и, удерживая лапами, душит ее, сдавливает шею до полной остановки дыхания.
Леопард великолепно лазает по деревьям, где отдыхает и прячет свою добычу, на которую претендуют гиены и львы. Как правило, к ней он будет возвращаться до тех пор, пока не доест целиком. Обладая мощными челюстями и хорошо развитыми мышцами шеи, леопард без видимых усилий может взобраться на вертикальное дерево или гору, держа в зубах добычу одного с ним веса. Гепард же немного отдохнет сразу после охоты, так как бег истощает его силы, а потом тут же приступит к трапезе. Обычно он никуда не прячет добычу, экономя силы и время — вокруг всегда могут оказаться конкуренты, путь которым укажут парящие в высоте грифы. Поэтому в редких случаях гепарду удается съесть даже половину добычи, оставшись незамеченным. Леопард устраивает логово в расщелинах скал, пещерах или труднодоступных местах, гепард же приносит потомство в зарослях высокой травы или под кустом посреди поля. Леопард будет храбро противостоять любым претендентам на свою добычу; гепард уступает без боя любому зверю — будь то шакал, павиан или гриф, не говоря уже о гиене, льве или леопарде.
Леопард на дереве, Фото Елены Челышевой
Более того, леопард не только лишает гепарда добычи, но и нападает, и даже охотится на него! Такое необычное поведение леопардов неоднократно наблюдалось в Кении в заповеднике Ол Джоги. Наполовину съеденные тела гепардов находили высоко на деревьях, обнаруживали в расщелинах скал, куда леопарды утаскивали добычу. В заповеднике Масаи-Мара нам рассказывали, что самки лишались двух-трех месячных детенышей, которых убивали и съедали леопарды и гиены. У львов тоже отменное зрение и обоняние, и они не прочь полакомиться за чужой счет. В том же парке мы наблюдали типичную сцену: пара взрослых львов-самцов, притаившись за кустами, примерно полчаса наблюдала за тем, как молодая самка гепарда охотилась на газелей Томсона и, наконец, поймала детеныша. Стоило гепарду прилечь, зажав в пасти детеныша, как один из львов появился из-за куста и медленной уверенной походкой направился в сторону удачливой охотницы. Ни секунды не думая, самка бросила антилопу и затрусила прочь, оглядываясь. Льва не интересовал гепард, он подошел к теленку и, взяв его, прилег там же. Он был сыт и не спешил расправиться с жертвой. В течение следующих 30 минут он попеременно сжимал шею хрупкого создания, и тот издавал писк. Лев отпускал шею, и детеныш умолкал. Тогда лев начинал подталкивать его лапой до тех пор, пока вновь не слышал писк. К этому времени из кустов появился второй самец, и, не решаясь приблизиться, наблюдал, стоя неподалеку. Ситуация эта отнюдь не говорит о «жестокости» львов, а скорее иллюстрирует уязвимость гепарда.
<Далее>
[Наверх]
|